пятница, 8 февраля 2013 г.

дореволюционные заводы ростова-на- дону

В центре Ростова появились Жилой Дом ученых на Большой Садовой, 7-этажное здание с башней на проспекте Буденновском. Одним из самых удачных использований приемов советской неоклассики стало оформление (ДГТУ). Работы проводились под руководством архитектора Бурова.

Этот поселок яркий пример ростовской архитектуры для рабочих послевоенного времени. Он расположен на северо-западной окраине бывшей станицы Нижнегниловской. Сам гипсовый завод расположен западнее поселка на берегу балки Кульбакина. Три ряда двухэтажных кирпичных построек желтого цвета вперемежку с деревянными сараями и туалетами-сортирами во дворах расположены на улице Заводской и переулке Урицкого. Недалеко находится здание заводоуправления, которое стоит напротив входа на гипсовый завод. Здание построено в том же стиле, что и весь поселок. Но жемчужиной здешней застройки является, конечно, . В своем первоначальном виде он был украшен портиком с четырьмя прямоугольными в сечении колоннами, украшенными ордерообразной лепкой. Анфилады подобных колонн расположены и по бокам здания.

Здания строятся по индивидуальным проектам. Используется декоративное членение фасадов и различные виды украшательства от портиков, зубчатых карнизов, руста и пилястров, до лепнины, часто с советской атрибутикой в виде серпов и молотов, а также статуями рабочих различных специальностей. Возводятся целые поселки в подобной стилистике. Это кварталы двух-трех этажных жилых зданий в районе улиц и . В центре Сельмаша застраивается , на которой возводятся четырехэтажные , покрашенные в специфически сельмашевский темно-красный цвет. Но особенно в этом отношении интересен .

Но город быстро восстановился. В 1945 году был создан новый генеральный план под руководством академика В.И. Семенова. Главным архитектором города долгие годы был Я.А. Ребайн. В это время воплощены многие идеи советского неоклассицизма.

Ростов был сильно разрушен во время ВОВ. Особенно пострадал исторический центр города. Меньше всего военными действиями были затронуты как раз рабочие, одноэтажные, поселки.

Стиль конструктивизм запечатлен и в общественных зданиях этого периода. Среди них стоит, конечно, выделить Лендворец, построенный Л.Ф. Эбергом в 1927 году. Комплекс зданий института железнодорожников (РГУПС), Ростовский автодорожный техникум на улице Большой Садовой. Но несомненным шедевром, ставшим символом Ростова, является здание драматического театра, т.н. Дом-Трактор. Его силуэт повторяет линии существовавших тогда образцов продукции тракторных заводов. Фасад его украшен горельефами Сергея Королькова «Вандея» и «Железный поток». Едва заметная беломраморная мемориальная плита, созданная усилиями ростовского ВООПИиКа, на фоне белой стены театра как бы символизирует до сих пор не изученные белые пятна в жизни создателя этой скульптурной композиции. Другой интересный символ той эпохи, памятник Кирову, недавно передвинут с улицы Большой Садовой на улицу Пушкинскую, где загораживает проход по главной аллее. Гораздо уместнее было бы его поставить у главного входа . Она является также одним из знаковых примеров ростовского конструктивизма. Там бы он наглядно дополнял бы антураж того времени, когда памятник и гостиница были созданы.

На Нольной улице также существуют подобные здания, образуя квартал Водников. Они особенно эффектно смотрятся со стороны сохранившихся еще с дореволюционных времен трущоб, расположенных ниже Театральной площади.

Так возникли Дом Смычка на Комсомольской площади, Андреевский жилкомбинат на проспекте Буденновском, комплекс домов для специалистов на улице Текучева, Дома-Гиганты на Ворошиловском проспекте и улице Профсоюзной. Все они воплощали идею домов-коммун, где рабочие и трудовая интеллигенция должны были жить со всеми удобствами, характерными для того времени. Вокруг них строились предприятия бытового обслуживания, школы и магазины. Моделью такой застройки являлись комплексы зданий под названием «Новый Быт». Один был построен , а другой на . В их дворах до сих пор сохранились рудиментные элементы былого благоустройства вроде фонтанов, бетонных заборов и других.

Впрочем, в центре Ростова в это время появилось много интересных архитектурных объектов, как жилого, так и административного, бытового и культурного предназначения.

Подобные поселки опоясали старый, дореволюционный, город со всех сторон.

Хорошо сохранился подобный район в северо-восточной части Нахичевани в районе кондитерской фабрике, построенной на месте еще дореволюционного кладбища. Здесь находится радиально-кольцевой район поселка Берберовка. Многие здания на этих улицах сохранили свой первоначальный вид. Выход на проспект Шолохова обрамляют два уникальных здания в ребайновском стиле послевоенного времени. Центр этого поселка называется площадью Культуры. Здесь находится школа и общежитие с отдельно стоящими тремя 5-этажными жилыми зданиями, разделенными улицей Коммунаров. Построены они в 1930-40-ые гг. Недалеко в одном из типичных для того времени трехэтажном домике желтого цвета находится знаменитый на весь поселок Берберовка магазин «Грамм», даже в наше время сохранивший свой первоначальный вид.

Эти принципы домостроения характерны и для других районов Ростова, появившихся в 1930-ых гг. в связи с массовым переселением крестьян в город. Таких, как поселок Северный, 1 и 2-ой Орджоникидзе, имени Чкалова, Автосборочный, Камышевахский. По мере роста общего благосостояния советских граждан улучшались и жилищно-бытовые условия их существования. Постепенно в поселках появились канализация и водопровод, на смену печному отоплению пришло газовое, а самано-деревянные конструкции заменены кирпичными. Но до сих пор многое улицы не заасфальтированы и не имеют фонарного освещения, представляя большую проблему для здешних жителей. Летом здесь пыльно, в остальное время года грязно.

За улицей Смычки начинается самый нетронутый временем северо-восточный угол поселка Сельмаш, который географически примыкает к Кизитериновской балке. Здесь одноэтажная застройка сохранилась в почти первозданном виде. Главной улицей является улица Просвещения, бывшая ранее улицей Сталина, от которой ответвляются и кружат по склонам балки все остальные . В этом районе прекрасно сохранились как первоначальные фасады домом, так и дворы местных жителей. Теперь стоит рассказать, какой вид имеет дворовая архитектура, скрытая за фасадами и заборами. Как правило, на одном общем участке живет несколько семей. Фасадный дом принадлежит первопоселенцам, к которым потом в силу разных житейских невзгод подселялись еще несколько семей, строивших жилой дом в глубине дворового участка. Одна семья на имеющейся у нее земле могла построить кроме жилого дома еще подсобные помещения типа летней кухни и сарая, где хранились дрова и уголь. Здесь же существовали и остальные «удобства» - туалет и помойная яма. Хватало места и для небольшой грядки, где выращивались лук и другая зелень. Постройки в большинстве случаев были самано-деревянные, впоследствии обложенные кирпичом. Конечно, размеры и качество дома, кухни и дворового участка варьировали в зависимости от материального состояния семьи, но общие принципы были неизменны. Такой уклад жизни был принесен из деревни, только в городе «крестьянская усадьба» скукожилась до размеров очень небольшого земельного участка.

Его современная история начинается с периода индустриализации, когда в Ростове один за другим появились гигантские заводы и фабрики, вокруг которых образовалось немалое количество рабочих поселков. Если в дореволюционное время заселение подобных районов для пролетариев проводилось стихийно, то в конце 1920 - начале 30-ых гг. они уже строились по определенному плану. Градостроительная концепция Ростова тогда была разработана по идеям Д.Е. Шибаева. На окраинах города вокруг возникающих предприятий были заложены районы с радиально-кольцевой планировкой улиц и переулков с главной площадью в центре. Они сохранились до сих пор в районе Красного Города-Сада, Сельмаша, поселков Первомайского и Маяковского (Берберовка). Предполагалось, что основная застройка станет одноэтажной и будет вестись за счет прибывающего из деревень контингента новый рабочих. Лишь в центре должны быть построены малоэтажные здания с административными и общебытовыми функциями. Самано-деревянные дома появились, а вот магазины, школы и бани были выстроены позже, в некоторых районах даже в послевоенное время.

Период гражданской войны и НЭПа особых архитектурных наслоений в истории города не оставил. Но именно в это время Ростов в 1928 году объединился с Нахичеванью.

Много существует на Земле и в космосе мест проживания человека, но самое жизнерадостное из всех это город. А если город большой, то от этого обстоятельства еще радостнее. К таким большим городам относится и Ростов-на-Дону. Он создавался не сразу, а на протяжении многих и многих поколений. Напластования разных эпох переплетаются в его облике. Много в Ростове памятников дореволюционной архитектуры, но все же больше он известен зданиями, построенными в советское время.

Опубликовано в журнале "Проект: Юг" # 1-2 (49) Январь-Февраль 2009

Архитектура Ростова-на-Дону советского периода

Архитектура Ростова-на-Дону советского периода

Архитектура Ростова-на-Дону советского периода

Комментариев нет:

Отправить комментарий